Добро пожаловать в WordPress. Это ваша первая запись. Отредактируйте или удалите ее, затем начинайте создавать!
Добро пожаловать в WordPress. Это ваша первая запись. Отредактируйте или удалите ее, затем начинайте создавать!
Я работала в Челябинске в качестве менеджера в сфере культуры Фонда им. Роберта Боша и Гете-Института в 2011-2013 годах. Галерея ОкNо была для меня местом, где живет дух отваги, эксперимента и открытости к необычному. Маленькое ценное пространство, где я как зритель имела возможность рассмотреть что-то с другого ракурса и удивиться, углубиться в размышления, познакомиться с интересными творческими людьми и теми, кто любит и ценит искусство. С уважением наблюдала, как команда галереи (работающая на добровольных началах) с неиссякаемой энергией на высшем кураторском и техническом уровне организовывала выставки.
Я имела честь не только увидеть интересные выставки выдающихся челябинских художников, как Клим Пашнин или Лев Гутовский, но и реализовывать проекты совместно с галереей В 2012 году при поддержке Посольства Федеративной Республики Германии в России, Фонда им. Роберта Боша и Немецкого культурного центра им. Гете я организовала Дни Германии в Челябинске. Это был «Фестиваль современного танца и движения», в рамках которого проходили различные мероприятия: кинопоказы, фото-конкурс, мастер-классы, круглый стол и вечер современной хореографии в Челябинской филармонии. Галерея ОкNо совместно со студией-театром «Манекен» стали важной площадкой фестиваля, где прошли мастер-класс для молодых танцоров и актёров немецкого хореографа Клаудии Гарбе из Берлина и выставка «Мгновения танца».
Со Светланой Шляпниковой и Дмитрием Латухиным мы еще в 2011 году начали думать о том, с каким интересным проектом включить галерею ОкNо в фестиваль. Светлана мне рассказала про челябинскую художницу Татьяну Сусь. Мы побывали в ее мастерской. Подарком было увидеть живопись Татьяны – это были картины, вдохновленные творчеством известного немецкого хореографа Пины Бауш. Ольга Пона, художественный руководитель Челябинского театра современного танца, посоветовала мне фотографии немецкого фотографа Урсулы Кауфманн, которая в течение 25 лет фотографировала работу Пины Бауш и ее ансамбля. Так мы со Светланой и Дмитрием решили сделать выставку оригинальных фотографий Урсулы Кауфманн и живописи Татьяны Сусь. Но на этом все не закончилось: на открытии выставки берлинская хореограф и танцовщица Клаудия Гарбе совместно с Татьяной Сусь провели перформанс в галерее. Татьяна, рисующая черным мелом на бумаге, и Клаудия танцующая, вдохновляли друг друга в мгновении, импровизируя в творческом диалоге своих дисциплин.
Галерея ОкNо для меня – место диалога и обмена, место общения, где идеи, порой, рождающиеся во время уютного чаепития, становятся реальностью, это место, где личное участие и любовь к делу, сопряженное с семейным духом команды, делает невозможное возможным. Я желаю, чтобы галерея ещё много-много лет осталась таким уникальным местом, обогащающим Челябинскую культурную среду, открывающим людям новые перспективы через себя, как открытое окно к искусству. Вы незаменимы. С юбилеем вас, дорогие друзья!
Лиза Озе, менеджер в сфере культуры, г. Бонн, Германия
My first encounter with the OkNo Gallery was in 2007 when it was hosting one of the most crowded screenings of the 59 Seconds International Video Festival. The demand for new art in Chelyabinsk was so high that people literally plugged the doorway and I soon found that OkNo was not the only local independent portal for contemporary art but also the only place local artists could experiment and have peer exposure.
OkNo gallery not only represented artists from Chelyabinsk at the BRURAL series in New York (2013) but also pioneered the corresponding presentation of artists from New York in Russia (Chelyabinsk). There was always something “not only but also” in any encounters with the OkNo Gallery, including my last exhibition there along with Nicolas Dumit Estevez Raful and Linda Mary Montano, part of the parallel program of the 4th Ural Biennial (2016).
What is amazing about the OkNo gallery is the fact that during all these years, it stayed absolutely independent, non-commercial, run exclusively by the enthusiasm, professionalism, ideas and visions of Svetlana Shlyapnikova with important logistical help and technical support of Dmitry Latuchin. There is no other gallery like this in Chelyabinsk and probably not that many in all of Russia that would be not a part of an organization, backed up by government, not related to preferences of collectors, not commercial, depended on a range of clientele. Instead, for so many years OkNo has been a free, productive, cutting edge, open-minded platform, supportive and innovatively involved in the new experimental art.
Happy 20th anniversary dear friends!
(259 words)
Irina Danilova
(259 слов)
С днем рождения, дорогие друзья!
Ирина Данилова
Галерея современного искусства «OкNo» существует в Челябинске уже 20 лет – и нам всем очень повезло. Потому что это не только мощная точка притяжения для различных сообществ и заинтересованных посетителей/зрителей/слушателей/участников, но потому что это дружелюбное пространство, всегда готовое поддержать самые разные инициативы и открытое для любых коллабораций. Помимо очевидного – различных визуальных искусств и перформативных действий и проектов – «OкNo» всегда готово приветствовать и включать в свою деятельность литературное сообщество.
Например, совместно с Ириной Даниловой в рамках её выставки мы сделали проект «О». Ирина дала техзадание – написать поэтические тексты из 59 слов, на английском языке начинающихся на букву О, а в переводе на русский не на О – и челябинские поэты написали и прочитали на выставке эти тексты. И это нельзя считать одноразовой акцией – мы думаем о продолжении, расширении и дальнейшем существовании этого проекта в иных формах.
Или перформанс «Голоса», который придумала московская поэтесса и активистка Оксана Васякина и позволила мне проводить его в Челябинске. Суть перформанса – это голоса зрителей-участников, произносящих поэтические тексты или их фрагменты в тот момент, когда тексты приходят на их телефоны. По воле ведущего, как дирижёра оркестра, получаются задумчивые паузы, длинные сольные партии, слияния нескольких голосов в один либо полифоония разных голосов, одновременно произносящих разные тексты. Получающееся общее пространство звучания и слушания производит очень сильное впечатление.
Третье, о чём я хотел сказать, это наш проект «Стихи О». Это ежемесячные встречи, на которых все желающие читают стихи (любые! свои, чужие, классику, современные или древние, на любых языках) на заданную тему. Когда с нами случился карантин и самоизоляция, галерея «OкNo» любезно предоставила свою онлайн площадку для «Стихов О Встрече» в формате видеоконференции.
Радостно и жутковато представлять, что ещё мы сможем придумать и сделать.
Спасибо, галерея «OкNo» и её героические создатели и сотрудники!
Мы вместе!
Галерея «ОкNО» -– это такой особый мир, где происходит таинство инициации из непосвященных в посвященные… избранные…
Где contemporary art обретает лицо.
Вспоминается…
Трогательная «барахолка» Льва Гутовского, превращающая любимый бытовой срез в художественный, связывающая ностальгическое прошлое и убеждающая нас в ценности его и сегодня…
Как Настя Богомолова заставила пережить экзистенциальные состояния ухода и возвращения к жизни, ужаснуться веренице диких зверей, услышать звон бьющихся стекол…и восхититься самой художницей – авторкой…
Нежность, Заинтересованность, Теплота…
Обнимаю, Желаю, Надеюсь!
Ваша Н.К. (Наталья Козлова)
Эта фотография сделана во время монтажа моей выставки «Бытовой сюрреализм» в галерее «ОкNо» в 2017 году, открытие, которой состоялось в день её рождения – 21 марта.
Я рассматриваю эту фотографию как иллюстрацию моих отношений с этим местом: очень деликатно, в белых перчатках галерея «ОкNо» поддерживала меня в момент моего профессионального формирования и особой уязвимости.
Спасибо вам, дорогие Света, Дима, Аня! Ведь, чтобы работы художников появлялись в вашем белом идеальном пространстве, его необходимо было создать и одушевить.
Я давно не живу в Челябинской области, но на протяжении 10 лет приезжаю туда в два места: к семье и в галерею ОкNО.
С днем рождения ОкNо!
С Димой Латухиным и Светой Шляпниковой мы (тогда еще группа «Зер Гут») познакомились в 2002 году на выставке «Евразийский синдром» — нашей первой музейной выставке в Екатеринбурге. Мы были совсем молодыми художниками, мало что понимали про институции и галереи, но помню, что меня очень удивило, что в Челябинске есть галерея, которая занимается только современным искусством.
Первая выставка группы «Зер Гут» в галерее «OкNo» стала для группы последней: скоро Женя Гольцов уехал в Москву, и группа перестала существовать. Помню, как поехал зимой на монтаж этой выставки. Ночь накануне поездки я провел в каком-то клубе, где оставил перчатки, утром сразу из клуба отправился в Челябинск. В руках у меня был сверток с фотографиями для выставки. Когда вышел из автобуса, подумал, что температура в Челябинске была градусов на 20 ниже, чем в Екатеринбурге; я стал тут же подмерзать, сверток в руках не давал мне спрятать руки в карманы, и пока я шел до галереи, я заходил по пути в магазины, чтобы согреться. Но когда добрался до галереи, там меня согрели, напоили горячим чаем с пирогами, а Дима подарил мне теплые варежки, которые я, конечно, потерял, потому что перчатки и варежки — это то, что я теряю всегда. Эта первая поездка в Челябинск сформировала мое ощущение от этого города – холодного и серого, но с теплым местом, где тебя согреют, напоят чаем и накормят пирогами.
В мае 2015 года Светлана Шляпникова пригласила нас, группу ЖКП, приехать в Челябинск в галерею ОкNо поучаствовать в паблик-арт фестивале Reinventing Public Places. Это была первая длительная поездка ЖКП в другой город. Нам предстояло сделать роспись стены и инсталляцию.
Около галереи нас встречала Светлана в рабочей одежде со шпателем в руке, потому что подготавливала стену для росписи, – с таким ответственным и уважительным отношением к художникам нам еще не приходилось встречаться. Пока Светлана шпаклевала и грунтовала, Дмитрий Латухин отвез нас к одному из корпусов университета, где лежала груда пластиковых окон, оказалось, что их выбило взрывной волной упавшего в 2013 году метеорита, этот факт тоже остался в памяти ярким воспоминанием. Через пять дней состоялось фееричное открытие с театральным перформансом в нашей инсталляции «ДЕЛО». Наша роспись украшала стену галереи несколько лет, жители и гости города фотографировались на ее фоне и постили фото в соцсетях.
А для нас работа в галерее ОкNо стала серьезным коммуникативным опытом как внутри группы, так и с другими художниками и зрителями. Спасибо за эту возможность Светлане Шляпниковой, Дмитрию Латухину и Анне Леготиной.
Группа ЖКП (Жизнь как перформанс)
Волею судеб, оказавшись на Южном Урале, прожил десять лет, почувствовал творческую скуку начала 90-х и вместе со своим другом-МИФИстом запустил научно-образовательную сеть с первым в Челябинске веб-сайтом. Примерно еще через десять лет, появилось ОкNо, но с другим другом, а потом и с друзьями.
Пожалуй, именно друзья, талантливые и неординарные художники, интереснейшие встречи, новые контакты – самое ценное в нашем галерейском проекте, который развивается столько лет. Живые нити, связывающие наш круг, яркие события не позволяют превратиться этому проекту в обыденность, а его результатам в набор малозначащих чисел. Не будь ОкNа, пришлось бы серьезно поломать голову, чтобы придумать, чем заполнить свою жизнь. Уффф, эту почти вечную проблему удалось решить!
В OкNо, вокруг галереи и при ее помощи со мной случилось много всего первого.
Пятнадцать лет назад, в 2006-м, нас, группу студентов, галерея поддержала с проведением акции «Анти-Новый год» — сегодня я понимаю, что это был первый перформанс, в котором я приняла участие. Можно помыслить, что та своеобразная версия монстрации, устроенная на челябинской площади Революции и сопровождавшаяся возложение цветов к праздничной елке, предопределила мою художественную работу, где перформативные практики по-прежнему занимают центральное место.
В OкNо же я увидела первую для себя художественную выставку — проект арт-группы «Куда бегут собаки, включавший инсталляцию «Оцифровка воды». Так галерея открыла мне современное искусство, а с куратором выставки Мариной Соколовской мы спустя десять лет сделали вместе проект, ставший для меня первым кураторским опытом.
Но, главное, OкNо открыло мне саму себя как художницу. Галерея выступила для меня не просто формальной площадкой для показа моих проектов (многие из них были представлены впервые именно здесь), но пространством постоянного роста и взаимопомощи. Стандартом сотрудничества. Местом, где я всегда могла (и могу) экспериментировать, тестировать идеи, ошибаться, находить себя и находить в других поддержку, дружбу, участие и безграничную включенность.
Выставка в галерее «ОкNо» была первой в моем творчестве. По каждому вопросу мы легко сговаривались, подготовка была волнительной, но приятной. Уже под самый конец, за неделю или две, в средствах массовой информации было объявлено, что 22 октября 2008 года выставка художника Стаса Пухова «Лица» (трафареты на холстах) будет открыта. Мне стали звонить знакомые, которые слышали новость по радио, поздравляли с открытием. Но я был категорически против присутствия телевидения – я рассматривал выставку для узкого круга зрителей, не для всего города, так сказать. Но деятельность галереи не предполагала такую форму работы. Поэтому мне пришлось давать интервью разным СМИ. Газетные съемки совсем не докучали, приезжал фотограф, я вставал напротив своих работ, быстрое фото и конец встречи, а через несколько недель статьи в челябинских газетах. Эти газеты потом в компании, в которой я работал, передавались по рукам, и генеральный директор зашел ко мне в кабинет со словами «не знал, не знал», и пожал мне руку. Вот только телеинтервью мне не удались, мои одноклассники потом сказали, что говорить я совсем не умею, мол, не дотягиваю. Мне было стыдно. Такой получился первый опыт общения с прессой.
Впервые галерею «ОкNo» я посетила в 2015 году, очень хорошо помню выставку живописи Юрия Трофимова. С тех пор стараюсь не пропускать ни одной выставки.
Я тогда была на первом курсе университета, только начала изучать искусствоведение. Честно признаюсь, я не была таким уж искушенным зрителем тогда. Только интуитивно, поняла, что в этом пространстве происходит нечто крутое и необычное для нашего города. Спустя годы, галерея продолжает играть уникальную роль в культурной жизни Челябинска. В маленьком, камерном помещении происходят большие вещи.
Выставки галереи значительно повлияли на выбор траектории моего профессионального движения и самообразования. Именно здесь я впервые увидела выставки Анастасии Богомоловой «Landscape», «Бакал». Художница стала, можно сказать, главной героиней моей дипломной работы.
Позднее, году в 2019, благодаря открытости и отзывчивости арт-директора, Светланы Шляпниковой, мне удалось выступить в качестве волонтера галереи.
В этом году OкNo отмечает значительный юбилей. Верю, что у галереи впереди множество интересных проектов, выставок и благодарных зрителей.
Самые редкие и невозможные книги, книги художников, попадали в Челябинск через ОКНО. И это был для них наиболее естественный способ. Потому что ОкNо — это галерея, которая среди множества разнообразных проектов всегда выделяла особое место для этого деликатного вида художественной деятельности. Начиналось с вдумчивых книжных опытов челябинца Саши Данилова. Позже, в 2006-м, вылилось на площадку Челябинского музея изобразительных искусств, куда мы в содружестве с галереей привезли проект «Аполлинарий» — здесь опустилась целая стая причудливых птенцов гнезда поэта Гийома Аполлинера. А в 2010-м еще отдельно долетела моя книга «Дальняя» и расселась листами графических партитур на пюпитрах. И она пела в этом приветливом пространстве. Ведь книге художника нужен воздух и открытое ОкNо, за которым всегда внимательные глаза, всматривающиеся, и высматривающие живое искусство. Возьмите себе за правило входить через окно!
The Sense of place – it is not anchored until you experience a place personally reciprocity + / Gegenseitigkeit • responding to a positive action with another positive action – Durch einem digitalen Gedankenaustausch per Skype mit Svetlana Shlyapnikova und Patrick Will entstand die Idee, für das Projekt, reciprocity+, in Tscheljabinsk. Die Idee dazu war es, eine künstlerische Arbeit vor Ort entstehen zu lassen, die sich mit der Industrie bzw. der Stadt Tscheljabinsk auseinander setzt. Dazu war ein mehrtägiger Aufenthalt nötig, um:
– sich auf den Ort einzulassen und unter den gegeben Umständen am Ort zu produzieren.
– mit dem am Ort gefundenen Materialien zu arbeiten und diese mit meinem bestehendem Archivmaterial zu verknüpfen.
Der Aufbruch Am 07.05.2015 – ein Jahr später – nachdem Flug, Unterkunft, Visum und Ausstellungsort gebucht und bestätigt waren – machte ich mich auf den Weg nach Tscheljabinsk. Im Gepäck meine Ideen und Vorüberlegungen und digitale Daten, die vor Ort ausgedruckt werden sollten. Voller Ungeduld und Spannung brach ich gen Berlin auf, um von dort aus über Moskau nach Tscheljabinsk zu fliegen. Bislang kannte ich die Stadt nur aus dem Internet — unzählige Male hatte ich mich mit Google Earth in die Stadt gezoomt, um eine Vorstellung zu bekommen was mich erwartet. Die Ankunft 08.05.2017 / 05.00 Uhr früh – Regen – Ich wurde empfangen von Maria, einer sehr gut deutsch sprechenden Russin. Sie brachte mich in ein typisch russisches Appartement, das für den Aufenthalt mein Zufluchtsort war. Dort richtete ich mich ein und wenig später traf ich dann Patrick Will und lernte Svetlana Shlyapnikova (Kuratorin der OKNO-Gallery) kennen. Wir verstanden uns auf Anhieb.
Der Aufenthalt 09.05.2015 / 9.00 Uhr – Dauerregen und ein Feiertag! Die geplante Fotosession ist wortwörtlich ins Wasser gefallen. Am Nachmittag besuchte ich mit Svetlana die Galerie – immer noch Regen. Jetzt kannte ich den Weg und den Raum und während der folgenden Tage erkundete ich Tscheljabinsk – mal in Begleitung, andere Male alleine.
Gemeinsam mit Svetlana Shlyapnikova und Dmitry Latukhin unternahm ich einen Ausflug in das nah gelegene Abbaugebiet für Graphite. Es war möglich den Ort Miass- Kyshtym, zu besuchen und das angeschlossene geologische Forschungsinstitut zu besuchen. Mit einem Geologen und dem Forscher des Institutes, besuchten wir das Abbaugebiet. Hier entstanden die Foto- und Filmaufnahmen, hier bekam ich das Material für meine künstlerische Arbeit.
Von nun an arbeitete ich täglich in der Galerie und bereitete die Ausstellung vor. Bis zur Eröffnung arbeiten wir an der Installation. An meiner Seite einige sehr interessierte Studierende der Kunst- und Kulturwissenschaften der nahegelegenen Universität, die mich eifrig unterstützten. Alle arbeitet intensiv und unermüdlich daran, mein Vorhaben gelingen zu lassen … Jeden Abend fiel ich in einen tiefen Schlaf.
Die Eröffnung war sehr gut besucht und es gab viele interessierte Menschen, die Fragen stellten und sich mit meiner Arbeit auseinander setzten. Auch der Workshop am folgenden Tag erfreute sich viele Besucher und ich war überwältigt von dem großen Interesse.
Und dann war sie da, die Abreise. Wehmütig habe ich die Stadt verlassen, früh im Morgengrauen, im Regen. Gern wäre ich noch geblieben, um noch mehr zu sehen und zu erleben. Ich bin gut wieder in Deutschland angekommen und denke gern zurück. Mein Bild von Russland und den Menschen ist jetzt ein ganzes Stück größer und reicher. Die Idee der positiven Gegenseitigkeit ist aufgegangen und now the sense of place it is anchored.
В 2013-2015 гг. я работал в Челябинске арт-менеджером в рамках российско-германской программы «Менеджеры в сфере культуры фонда им. Роберта Боша в России». Это был незабываемый опыт, и я успел познакомиться с очень большим количеством невероятно добрых, интересных и талантливых людей. С особенной теплотой я вспоминаю знакомство с галереей «ОкNо», со Светланой и Дмитрием. Галерея «ОкNо» для меня всегда была особенным местом – местом современного искусства, интересных и прогрессивных проектов, встреч с людьми, которые занимались искусством не из-за денег или статуса, но из-за чистой любви к этому делу.
Прошло много лет, но теперь с еще большим удовольствием я вспоминаю совместные проекты в сферах кино и паблик арта, помню много интересных дискуссий, путешествия и совместно выпитые вина и другие вкусные напитки;)
Галереe «ОкNо» исполняется 20 лет. Поздравляю от души всех участников этого уникального проекта – и, поскольку я немец, от всего сердца – с этим юбилеем! Желаю еще как минимум 20 дополнительных лет и надеюсь на новые совместные российско-германские проекты в будущем. Большой привет из Веймара – города Гете, Шиллера и Баухауса! Ваш Патрик!
«Вначале ты у них учишься, а потом работаешь вместе с ними» — так говорила моя подруга о своей танцевальной карьере. Так сложилась и моя жизнь в «окне». Называю галерею современного искусства «ОкNo» буднично и лично – окно: «пошла в окно», «была в окне», «приходи в окно». Впервые столкнулась с вопиющей современностью в 14 лет, оказавшись на артист-токе Олега Кулика. Помню эту первую локацию с огромным низким коридором, полный зал, невидимые в темноте люди и процесс. Потом, в посткулик, много раз приходила на мероприятия уже на новом месте, часто попадала в солнечные дни, могла не торопясь наслаждаться процессом. Точкой невозврата стал 2010 год и Винзавод, где я поняла, что «ничего не понимаю в современном искусстве». Так во мне ненадолго проснулся внутренний обыватель. Уснул он тут же, мгновенно, вместе с воспоминанием о той первой моей галерее и процессе.
«ВМЕСТЕ» для меня почти равно «в месте», не географическом, конечно, а в месте процесса. Процесса познания Себя и Своих, процесса работы руками, процесса игры чувств, слез и споров, удивлений и личных открытий, людей и человека. Процесс-инъекция защищает меня уже больше 10 лет и пусть этот процесс не останавливается. Дмитрий. Светлана. To be continued.
Три года назад на 17-летие галереи «OкNo» открывалась моя выставка «Поэма о камне». Было очень волнительно оказаться рядом с вами в тот день рождения. Сейчас мне очень приятно поздравить команду галереи уже с 20-летием! Ваша энергия, стойкость и внимательное отношение ко всем участникам художественного процесса вызывают уважение и восхищение.
Я хорошо помню, что волновалась во время подготовки выставки три года назад, но благодаря вашей поддержке и профессионализму, всё получилось. Мои главные впечатления, что с вами комфортно работать и просто приятно проводить время! Ещё вспоминается доброжелательность и открытость зрителей. Благодаря дружеской атмосфере я и сама на несколько дней смогла ощутить себя частью этого сообщества.
Также у нас был и другой совместный проект – групповая выставка «Мифологика». К сожалению, в тот раз мне не удалось приехать в Челябинск, но благодаря сообщениям, фотографиям и видео, которые я получала от коллег и команды галереи, у меня остались самые теплые воспоминания.
Друзья, мне очень радостно поздравить вас с такой важной датой! Пусть галерею «OкNo» впереди ждет еще много новых событий и художественных открытий!
«22:22»
Мне было 18, когда я, скрепя сердце, пришел в галерею, чтобы представить свой первый проект. В современном искусстве я не понимал ровным счетом ничего и ориентировался исключительно на свое эстетическое чутье. Показывать работы (тогда они по большей части состояли из фотографий и сомнительных рисунков) было одновременно и страшно, и приятно. Света встретила меня довольно радушно, угостила чаем, рассказала о текущих перипетиях арт-группы ЖКП и художницы Алисы Горшениной в Нижнем Тагиле, посмотрела эскизы проекта.
Уже потом я узнал, что Света сама с некоторым страхом принимала меня в галерее, думая, что в очередной раз придется подыскивать слова для отказа. К счастью, в этот раз не пришлось. Так немного неловко и шатко начался мой путь в мир современного искусства.
Через некоторое время мне представили кураторку моей будущей выставки, Яну Новослугину. С ней и с остальной командой галереи: Светой, Аней и Димой, мы шаг за шагом выстроили мой первый выставочный проект.
Я помню, как упрямился в вопросах решения пространства; помню, как пока еще через силу соглашался с предложенными альтернативами, с трудом шел на уступки. Тогда мне не хотелось жертвовать ни одним дюймом своего авторства и первоначальной идеи. Было сложно, но в то же время очень комфортно. Я будто попал в семью, где каждый и каждая могли помочь советом и поделиться взглядом со стороны, где множество мнений каким-то удивительным образом сплетались в одну устойчивую и совершенно чисто звучащую мелодию.
Открытие первого проекта значило для меня очень много. Это был первый шаг в пока еще неясное и туманное художественное поле, и в то же время своего рода жест эксгибиционизма, ведь «22:22» был очень личной историей.
Несмотря на всю его неуклюжесть, именно в работе над этим проектом был заложен первый камешек в мое становление как художника и самостоятельного актора в сфере культуры.
«Д.»
Однажды я шел по очередному новому челябинскому микрорайону, разглядывая пошло раскрашенные разноцветные новостройки и прислушиваясь к низкому скрежету подъемных кранов, рассекающих воздух тяжелыми плитами. Внезапно перед моими глазами возникло огромное лицо постиндустриального человека; личности, собираемой как конструктор из гигантских блоков; каркас-головы, похожий на фантастическое архитектурное сооружение.
Этот образ лег в основу проекта «Д.» Тогда я еще не знал, что сам стану центральной личностью этой выставки, что запру себя в ее стенах или, если быть точнее, в простенке меж двух помещений: подвала университетского общежития и, собственно, галереи, на целые сутки. Мой первый перформанс прошел именно здесь. Он длился ровно 24 часа, на протяжении которых я сидел в предельно маленьком и темном пространстве, куда не помещалось ничего, кроме стула; сидел, высвеченный лучом фонаря, глядел в зоркий глазок веб-камеры и говорил, говорил, засыпал и вновь говорил. От моих слов не осталось почти ничего — только 24 часа цифрового шума, но даже его тогда никто не услышал.
Что может быть лучше, чем провести целые сутки на выставке в галерее современного искусства, а тем более, если это челябинская галерея «ОкNo»? Что может быть лучше, чем поехать после такого тяжелого, но очень занятного дня домой, выпить чаю с пирогом из пекарни, заботливо купленным для тебя кураторами, и заснуть, но уже не на стуле, а в теплой кровати? Это был один из самых удивительных опытов и один из самых вкусных пирогов в моей жизни.
Что я еще могу сказать о галерее «ОкNo»
Это маленькое пространство, с большими амбициями и потенциалом. Это место, где, кажется, найдется место всему, от прозрачного двухстороннего скотча до бутылки отличного брюта. Здесь всегда было холодно, но в то же время очень тепло. Все это, конечно, благодаря людям, которых здесь совсем немного, но вполне достаточно, чтобы сделать десятки выставок, организовать сотни мероприятий, поддержать сколь угодно художниц и художников и при всем этом остаться просто людьми, быть честными и верными подругами и друзьями.
И пара слов о конфликтах, которые были, есть и, вероятно, будут. Потому что это естественно и нормально. Так же, как и совершенно нормально говорить о них открыто. Из галереи уходили кураторки, художники и художницы. Кого-то не взяли на выставку — ну что ж, такое бывает, галерея вправе выбирать, с кем работать; кто-то почувствовал себя обманутым — что ж, нужно всегда стараться искать способы для коммуникации, а не делать поспешных выводов и решений; кто-то оказался задет словами и оскорблен суждениями — думаю, нам всем еще предстоит научиться говорить с другими как можно более этично и экологично.
Во всяком случае, мне кажется, не стоит забывать ради чего все мы, художницы и художники, кураторы и кураторки, исследовательницы и исследователи занимаемся тем, чем занимаемся. Особенно, когда происходящее вокруг, ставит под угрозу сам факт существования нас и нашей деятельности.
Ведь в конце концов, перефразируя слова одного всем известного персонажа, важно не то, чем мы отличаемся, а то, чем мы похожи.
Николай Пунин писал, что искусство не должно искать выход из трагических противоречий действительности – оно должно «обнажать суть реальности как вечного и всепоглощающего конфликта»… Вспомнила эту мысль, когда стала думать, что написать о галерее «OкNo». Для меня это место всегда было таким – бесстрашным и стойким перед вызовами времени (и банальными обстоятельствами повседневности), открытое сложным темам и неоднозначным явлениям. Место, создатели и созидатели которого смотрят в глубину, в суть – и привлекают в свой круг таких же – отважных, ищущих, непростых. Это место, которое своей творческой работой, своей внутренней позицией, своими проектами отражает и боль, и красоту современной жизни… и сложное, и прекрасное… и серьёзное, и смешное. Там, в небольшом полуподвальном помещении на Сони Кривой, сформировалось особое пространство, где воздух – плотный от интеллектуальной, эмоциональной, энергетической, да просто душевной человеческой составляющей. Там всё живое. Ничего лишнего. И одновременно такой объём информации – вербальной, визуальной и одновременно незримой, не проговариваемой вслух – что ты уходишь оттуда всегда немного другим – с новым опытом, новыми мыслями… О галерее всегда было особое удовольствие писать – непросто, но интересно. Это место живое, потому что там – люди с сильным сердцем, неравнодушные к жизни, отважные, ищущие, создающие своим поиском и своим подвижничеством прецедент красоты и смысла в контексте современного искусства, в контексте Челябинска, Урала и России. Любому городу, любому времени, любому человеческому сообществу нужно такое живое место, живое сердце, живая среда, живой genius loci. OкNo – это всё и есть. По крайней мере, для меня. Для другого галерея будем чем-то другим. И в этой многоликости и многогранности – тоже её, галереи, особенность. Её суть. Её вечный и всепоглощающий конфликт.
Я – Щетинкина Елена Александровна, член Союза художников России, имею классическое образование и мышление тоже. Галерея «ОкNо» раздвинула для меня традиционные рамки в искусстве. В залах галереи познакомилась с альтернативными течениями в современном искусстве. Некоторые выставки вызывали недоумение, несогласие, быть может, и непонимание с моей стороны, но всегда возникал внутренний диалог. Поражало уважительное отношение к художникам, которые выставлялись в галерее, Светланой Шляпниковой и Дмитрием Латухиным. У меня был некоторый личный интерес к выставкам в галерее: на своих тематических выставках я делаю инсталляции и мне хотелось посмотреть как это делают другие, особенно молодые художники. Считаю, что существование такой галереи как ОкNо, необходимо в Челябинске для развития творческой молодежи, для того, чтобы не было застоя, для связи с новыми тенденциями в искусстве. Пространство ОкNо организовано с такой любовью, с таким вкусом, что любой художник мечтает выставиться в таких залах. Галерея помогла состояться моим выставкам «Ладонью не заслонишь неба» в Челябинском музее изобразительных искусств и «Река временим. Париж» в Выставочном зале челябинской организации Союза художников.
Поздравляю с юбилеем галерею «ОкNо», всех ее сотрудников и энтузиастов, также всех ее поклонников!
Галерея «ОкNо» – особенное место для Челябинска и для меня лично. Во многом определившее мои интересы и дальнейший путь, познакомившее с невероятно талантливыми и интересными людьми, со многими из которых мы остаемся друзьями до сих пор.
Главное, за что хочется поблагодарить Свету и Диму – за свободу, которую они давали нам в реализации проектов. И за доверие. Мы делали коллективные выставки, вели эфиры интернет-радио, где могли в прямом эфире зачитывать тексты М. Мамардашвили или слушать К. Штокхаузена, исследовать новое и учиться понимать большие идеи.
И, конечно, отдельного упоминания стоит монтаж и демонтаж выставок! Это самые веселые воспоминания) Метры самоклейки, буханки хлеба, десятки пар обуви, роспись на полиэтилене – чего только не было в залах галереи!
В галерее «ОкNо» всегда чувствуешь себя частью чего-то большего. Спасибо команде за то, что такое пространство существует. Каждый раз, когда я бываю в Челябинске, обязательно заглядываю в гости. Верю, что дальше – больше. Люблю!
20 лет назад на Южном Урале прорубили окно в Европу! Открылась галерея «ОкNо» и стало как-то светлее в Челябинске. Может кто-то и не понял тогда, что случилось, но всё прогрессивное арт-сообщество России в полной мере оценило это событие. У меня с Челябинском давние отношения, начались они аж в середине 90-х, тогда Лев Гутовский привез моих «Существ» — даблоидов, стомаков и водолазов в бывший ДК «Монолит». Там, под мозаиками с ударниками труда, мы «оторвались» по полной: перформанс «Водолазы», музыка Сережи Летова, дефиле моделей, одетых в вязаные коврики и «дорожки», и так далее, и тому подобное, как это всегда бывает у Гутовского. Но недолго музыка играла, – «Монолит» купили местные бизнесмены, выгнали художников, а Лев обосновался в гараже, где даже квартирную выставку не устроишь, так он был тесен от его коллекции шикарной обуви, деревянных птиц и фигурок из фольги, сделанных местными художниками, над которыми шествовал его хозяин.
И вот после долгого затишья – как чёрт из табакерки, как гром среди ясного неба, как снег на голову, вынырнула институция, основанная Светланой Шляпниковой и Дмитрием Латухиным, — для современного искусства Южного Урала и окрестностей это стало спасением. Вокруг зароилась жизнь, «ОкNo» начало не только показывать художников, но и ковать собственные кадры. И довольно успешно! Однажды Светлана приехала ко мне в Москву, взвалила на свои хрупкие плечи водолаза, и повезла его в Челябинск, водолаз был рад вернуться туда, так как помнил, как «зажигал» в «Монолите». Выставка моя была замечательной, я был представлен скорее классиком, а не анархистом, как в 90-е, но шкаф, из которого вываливались даблоиды, запомнился мне на всю жизнь. Этот шкаф молодого инженера, зауженный, скромный, наверняка бы понравился Даниилу Хармсу, как и понравилась бы галерея «ОкNo». Да, пора мне третий раз приехать с моими «Существами» в Челябинск, зачем нарушать традицию. Правда, водолаз теперь за это время «забронзовел» и просто так его на руках не унесешь, хотя, я верю, Света и Дима могут всё, если они двадцать лет продержались на культурном горизонте Южного Урала, не выронив знамя современного искусства.
Я поздравляю галерею «ОкNo» с 20-тилетием, держите ее всегда открытой, ведь было сказано моим любимым Козьмой Прутковым, — гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно!
Леонид Тишков, 12 марта 2021
Фото Рауль Скрылев
Мне нравится слово «окно». Оно простое и емкое. Окно – это поток света и воздуха. Окно – это дополнительный выход. В названии галереи заключено еще и «Оk» — «Да!» — приятие и приглашение.
Сколько художников получили первую выставочную площадку в этом месте, осознали себя авторами, почувствовали силу своего творчества. Сколько авторов получили свой старт в большое художественное путешествие, не найдя отклика нигде, кроме ОкNа…
За 20 лет я видела в ОкNе яркие и скромные проекты. Многие из них привлекали профессиональных художников, литераторов…
Лично мне довелось курировать три проекта в ОкNе. Галерея для каждого из них стала единственной возможностью, единственным местом проведения в таком большом и таком непростом нашем городе.
В феврале 2014 состоялась выставка политических карикатур американского графика Винта Лоуренса. В момент открытия с художником была установлена видеосвязь, и между двумя земными полушариями протянулась тоненькая ниточка понимания, что происходит маленькое чудо.
В мае 2015 галерея в своих небольших залах разместила диковатые произведения Александра Шестакова. Работы для выставки «Страна глухих» были сделаны из бревен с помощью электропилы. Гигантские деревянные ладони складывали пальцы в диковинные конфигурации, тянулись к посетителям и что-то им сообщали.
В апреле 2017 галерея стала площадкой для встречи с американской журналисткой Анной Гаррелз и презентации ее книги о Челябинске, изданной в Нью-Йорке на английском языке.
Вспоминая работу над этими проектами, удивляюсь, сколько замечательных лиц притянули они к себе. И каждый раз испытываю большую благодарность директору ОкNа Дмитрию Латухину и арт-директору Светлане Шляпниковой. Они подарили чувство осуществления неочевидного и невозможного.
Открывать галерею современного искусства в 2001 году в Челябинске – было дерзостью, но мы этого не осознавали. Признаться, в том разговоре на веранде летнего кафе, когда я неожиданно для самой себя высказала это желание, было скорее вызовом, чем обдуманным решением. С тех пор я использую эту стратегию, чтобы преодолеть страх перед неизвестным и не дать себе что-то не сделать.
ОкNо научило меня важным вещам – не бояться, не изменять себе и делу, ставить ясные цели и идти до конца в том, во что веришь и что любишь. Ценить каждый день, каждую встречу. Не сразу понимаешь ценность этих простых и очевидных вещей. За 20 лет жизни и работы мы прошли через многие испытания и потери. Мы многое узнали о себе и людях, и стали сильнее и ближе друг другу. Мы ВМЕСТЕ.
Почему я в своем тексте бесконечно пишу мы? Потому что ОкNо – это команда, и шире – сообщество людей, объединенных убеждением, что искусство это то, без чего человек не возможен.
Я благодарю судьбу за дар узнать стольких талантливых и смелых людей, за 20 трудных и счастливых лет, которые стали смыслом моей жизни!
Ярослав Баричко
Евгения Спиридонова
Ольга Гражданкина
Добрый день, дорогие окNовцы! Такие вещи совсем не хочется печатать. Хочется писать от руки на листочке в клеточку, засовывать в конверт и относить в почтовый ящик:-)
Дорогая моя, любимая галерея «ОкNо»! Несмотря на то, что мы с тобой расстались, и в том не было твоей вины, в этом можно винить лишь меня, я хочу поздравить тебя с днем рождения! Надеюсь все-таки на встречу с тобой! Двадцать лет – отличный возраст! У тебя всё впереди! Новые открытия! Новые друзья! Я желаю тебе всего то, что можно пожелать прекрасной девушке в твоем возрасте!
А если серьезно, то галерея «ОкNо» это прежде всего люди, которые придумали, осуществили и работают с этим проектом, несмотря ни на какие трудности, которые встречаются на этом тернистом пути, и этим людям я хочу сказать огромное спасибо за тот светлый яркий кусочек в моем калейдоскопе жизни! Спасибо от всех молодых и не очень художников за возможность реализовать свои творческие замыслы! Спасибо за терпение и дружеское отношение ко всем людям, с которыми вам приходилось работать! И самое главное и простое – я вас люблю!
Я эгоистичный ребенок, который забывает позвонить и не находит времени навестить, но всегда помнит о вас и ценит тот отрезок времени, который я провела общаясь с вами. Хочу поздравить вас и пожелать не только творчества, но и крепкого здоровья, всегда весеннего настроения и, конечно, процветания!
Обнимаю вас! Ваша Оля Мацюк
Поздравляю самую интересную, самую альтернативную, самую необычную, самую камерную, самую-не-признающую-границ, то есть, самую свободную галерею Челябинска «OкNo» с юбилеем!
Кайфуя, вспоминаю наши общие проекты, открытость галереи не только визуальным, но и музыкальным, и поэтическим проектам, лекториям с мастер-классами, медиациям, перформансам, любому движению, пробуждающему слегка сонный южноуральский мозг! Удивительно, как буквально на нескольких десятках квадратных метров, где к тому же нет физических ОКОН (вопреки названию галереи), её команда умудряется придумать столько необычного и интересного, затеять такое сложное пиршество современного искусства. Скромный размах физическо-бытовой компенсируется широтой арт-размаха, масштабом и географией тех художников, которые в галерее «OкNo» выставляются. «Огромное пространство потрачено совершенно неразумно»? Ох! Это название проекта не про Светлану и Дмитрия. Скромное пространство потрачено офигенно безумно! – вот это про них.
Дорогое OkNo! Пусть через тебя всегда нам сверкает солнце просветительства и прогресса, луна лёгкого сумасбродства и звёзды выставляющихся в тебе гениев.
Обнимаю и всегда остаюсь одним из цветков на твоём подоконнике.
Твой Константин Рубинский
Впервые галерею «ОкNo» я посетила в 2015 году, очень хорошо помню выставку живописи Юрия Трофимова. С тех пор стараюсь не пропускать ни одной выставки.
Я тогда была на первом курсе университета, только начала изучать искусствоведение. Честно признаюсь, я не была таким уж искушенным зрителем тогда. Только интуитивно, поняла, что в этом пространстве происходит нечто крутое и необычное для нашего города. Спустя годы, галерея продолжает играть уникальную роль в культурной жизни Челябинска. В маленьком, камерном помещении происходят большие вещи.
Выставки галереи значительно повлияли на выбор траектории моего профессионального движения и самообразования. Именно здесь я впервые увидела выставки Анастасии Богомоловой «Landscape», «Бакал». Художница стала, можно сказать, главной героиней моей дипломной работы.
Позднее, году в 2019, благодаря открытости и отзывчивости арт-директора, Светланы Шляпниковой, мне удалось выступить в качестве волонтера галереи.
В этом году OкNo отмечает значительный юбилей. Верю, что у галереи впереди множество интересных проектов, выставок и благодарных зрителей.
Екатерина Коляченко
Привет! Это комментарий.
Чтобы начать модерировать, редактировать и удалять комментарии, перейдите на экран «Комментарии» в консоли.
Аватары авторов комментариев загружаются с сервиса Gravatar.